Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Информация о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности

В техникуме  созданы все необходимые условия для подготовки  высококвалифицированных рабочих и  специалистов среднего звена..

Общая площадь помещений техникума - 11020 кв. м, в том числе:

  • в оперативном управлении — 11020кв. м;
  • земельный участок в  безвозмездном пользовании - 31873 кв. м.

Общая площадь, приходящаяся на одного обучающегося, приведенная к очной форме обучения с учетом проведения занятий в одну смену,  соответствует лицензионным требованиям к условиям осуществления образовательной деятельности по образовательным программам СПО.

Техникум для обеспечения учебного процесса располагает следующим:

  • библиотека и читальный зал, количество посадочных мест - 15; библиотечный фонд составляет 24600 экз.; из них 10510 экземпляров учебной литературы; 3292 - научно-педагогической;
  • компьютерный класс -1;
  • кабинеты  специальных дисциплин – 9;
  • кабинеты  общеобразовательных дисциплин – 7;
  • лаборатории – 2;
  • учебные мастерские – 7;
  • актовый зал – 1;
  • спортивный зал – 1
  • спортивная площадка - 1;
  • медицинский и процедурный кабинеты - 2;
  • столовая на 120 посадочных мест;
  • общежитие - 1

Систематически приобретаются программное обеспечение и программные продукты для повышения эффективности преподавательского труда, обновления содержания образования, повышения качества образовательного и управленческого процессов, модернизируется информационно-технологическая база.

Таблица 1.Информационное обеспечение техникума.

У техникума имеется официальный сайт ras-tech.68edu.ru.

Сайт ориентирован на предоставление    абитуриентам, студентам, их родителям и всем заинтересованным лицам максимально полной и оперативной информации о структуре, деятельности и перспективах развития нашей образовательной организации.

Большое внимание уделяется созданию безопасных условий для  осуществления образовательного   процесса в техникуме, противопожарной и антитеррористической безопасности. Для этого помещения техникума оснащены пожарной сигнализацией, тревожными средствами оповещения. В техникуме действует  пропускная система. Установлены камеры наружного видеонаблюдения.

В помещениях техникума ежегодно проводится ремонт, обновляется мебель, стенды, оконные блоки. Все работы выполняются с использованием современных материалов в соответствии с нормативной документацией и требованиями строительных, санитарных и гигиенических норм.

Материально-техническая база техникума позволяет вести     подготовку рабочих и специалистов по заявленным профессиям и специальностям, т.е. соответствует требованиям ФГОС СПО и лицензионным требованиям.

 

Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов

   Для выполнения программ общеобразовательного цикла, общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин имеются 6 кабинетов. Для освоения программ профессионального цикла имеются 9 кабинетов спецдисциплин по профилю.  Кабинеты в полном объеме оснащены учебной мебелью, отвечающей санитарным нормам. Имеются достаточное освещение, искусственное и естественное, вентиляция, что соответствует действующим санитарно-техническим нормам.
     Набор учебных кабинетов, кабинетов педагогического состава и вспомогательных помещений обеспечивает создание необходимых условий для проведения образовательного и внеурочного процессов. В настоящее время в учебных кабинетах имеются мультимедийные проекторы, экраны, компьютеры (перечень оборудования представлен в паспортах кабинетов).  В лаборатории сварщиков имеется учебный тренажер. Осуществляется ремонт и модернизация имеющегося в лабораториях и кабинетах оборудования.
     Имеющиеся площади кабинетов, их оборудование, оснащение в целом позволяют осуществлять учебный процесс в техникуме в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальностям и профессиям, реализуемым в техникуме. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует контрольным нормативам и требованиям, предъявляемым к образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования.

Объекты для проведения практических занятий

Практические занятия обучающиеся колледжа проходят в учебных мастерских и лабораториях колледжа.

Профиль мастерских:

 -  Мастерская «Швейников»

-   Мастерская « Каменщиков»

-   Мастерская « Электриков»

-   Мастерская «Отделочников»

-   Мастерская « Сварщиков»

-   Мастерская « Мастер ЖКХ»

-   Мастерская « Лаборатория поваров»

Учебные мастерские расположены в учебно-производственном корпусе. Учебно-производственная мастерская «Сварщиков», в которой отрабатываются навыки сварных работ, выполнение программ профессий по сварочному делу, выполняются работы по изготовлению изделий для нужд техникума. Сварочная мастерская оснащена 15 рабочим местом, имеются заточные, сверлильные станки, шаблонный и измерительный инструменты, сварочные аппараты постоянного и переменного тока, аргоно-дуговой сварки, сварочные полуавтоматы, пост газосварочного оборудования. Часть оборудования мастерских требует переоснащения на современные высокотехнологические механизмы и оборудование.

Организация производственной практики осуществляется в соответствии с ФГОС, приказом Министерства образования и науки РФ от 18.04.2013 № 291 «Об утверждении Положения практике обучающихся, осваивающих ОПОП СПО». Для проведения практики техникум имеет: программы учебной и производственной практики по профессиям и специальностям, годовой план проведения практик, договоры с предприятиями и организациями разных форм собственности о проведении практики и практических занятий, приказы и расписание по прохождению практики.

Учебная практика (производственное обучение) традиционно осуществляется в учебных мастерских, а по ряду специальностей и профессий при освоении отдельных профессиональных модулей и лабораторно-практических занятий проводится на предприятиях.

При подборе баз практики обращается внимание на техническое оснащение базы практики, направленность деятельности предприятия, на место расположения, значимость и перспективы развития предприятия с целью возможного трудоустройства студентов, свободного доступа студентов-практикантов к техническому оборудованию. Руководители практики отмечают хорошую практическую подготовку студентов техникума, умение применять знания на практике.

 

Библиотека, в том числе приспособленность для инвалидов и

лиц с ОВЗ

Техникум располагает библиотекой и читальным залом. Абонемент и читальный зал находятся в одном помещении. Читальный зал предусматривает 15 посадочных мест. В библиотеке ведется работа по созданию электронной библиотеки (планируемый срок завершения работы - конец 2018 года).

         Библиотечный фонд комплектуется на основе тематических планов издательств, каталогов и прайс-листов книготорговых фирм. Источниками комплектования библиотечного фонда являются: издательство «Омега - Л» (г.Москва), издательский центр «Академия» (г.Москва) и др.

         Библиотека техникума обеспечивает обучающихся бесплатной основной учебно-методической литературой, методическими пособиями, научными и периодическими изданиями по всем дисциплинам образовательных программ. Реальная обеспеченность студентов литературой составляет от 0,5 до 1.

         Фонд дополнительной литературы включает официальные, справочно - библиографические, научные и периодические издания. Фонд читального зала составляет 11% от общего объема фонда библиотеки.

         Книжный фонд формируется в соответствии с профилем техникума (реализуемыми образовательными программами) и рабочими учебными планами. Ежегодно происходит обновление библиотечного фонда.

         На 01.09.2017 г. книжный фонд составляет 24600 экз.; в том числе количество новой учебной  литературы (не старше 5 лет) – 7950 экз.; обязательной учебно-методической литературы – 11800 экз.  Педагогами техникума используются научно-методические информационные фонды ТОГОАУ ДПО «Института повышения квалификации работников образования».

         Библиотека техникума систематически организует мероприятия информационного и культурно-просветительного характера: выставки новинок литературы, тематические выставки, литературные гостиные, литературно-музыкальные вечера и др.   

         Обеспеченность учебниками  студентов с каждым годом улучшается за счет приобретения учебной литературы, издания учебных и методических пособий преподавателями техникума.

 Объекты спорта, в том числе приспособленность для инвалидов и

лиц с ОВЗ

     Спортивный зал: площадь – 294,6 кв. м, среднегодовой охват студентов – 370чел.
     Открытая спортивная площадка широкого профиля с элементами полосы препятствий: площадь – 7465 кв. м.

Средства обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Средства обучения
1. Оборудование ОУ - учебные помещения, мебель, карты, доски, тетради и т.д.
2. Учебно-лабораторное оборудование - учебные кабинеты, мастерские, физкультурный зал, кабинеты информатики и пр.
3. Учебно-производственное оборудование – кабинеты специальных дисциплин.
4. Дидактическая техника - технические устройства, компьютеры, телефон, факс, модем и др.
5. Учебно-наглядные пособия - плакаты, карты, схемы, кинофильмы, слайды, фонозаписи, муляжи.
6. Организационно-педагогические средства - учебно-программная документация, учебные планы, программы, экзаменационные билеты, карточки-задания, тесты, учебные пособия, методические указания и др.

Средства воспитания
    Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты       материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия:
1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника;
2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме;
3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.

1.Общение как средство воспитания
а) непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося, индивидуальные беседы;
б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.
классные часы, праздники и мероприятия.
2. Учение как средство воспитания
    Учение как деятельность студента, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения студента к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на студентов оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему мирую.
3.Труд как средство воспитания
    Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. 
4. Игра как средство воспитания
     Используется как в урочной так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр: организационно-деятельностных, соревновательных, сюжетно-ролевых. 
5. Социально-значимые мероприятия как средство воспитания
6. Ученическое самоуправление как средство воспитания

Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ

1.Обеспеченность доступности входных путей. 

2. Наличие систем информации и связи, в том числе систем оповещения и сигнализации.

3. Наличие пандуса.

Условия для организации питания, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ

В техникуме имеется столовая, состоящая из кухни и обеденного зала на 120 посадочных мест.  Организация питания обучающихся  осуществляется в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Организация питания обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих  в процессе учебных занятий предусматривает одноразовое горячее питание. Отпуск горячего питания обучающимся организован по группам в три перемены  продолжительностью не менее 20 минут в соответствии с режимом учебных занятий. Столовая обеспечена достаточным количеством столовой посуды и приборами в целях соблюдения правил мытья и дезинфекции в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил.

 При обеденном зале столовой установлены умывальники, электрополотенца. Питьевой режим для обучающихся организован в форме стационарного питьевого фонтанчика.

 Для приготовления и обработки пищи установлено электрическое оборудование. Производственные помещения пищеблока обеспечены горячим водоснабжением.

Осуществляет контроль за наличием сопровождающих документов, подтверждающих качество и безопасность поступающих пищевых продуктов, условиями хранения продуктов.   Оценку качества блюд проводит бракеражная комиссия в составе не мене трех человек: медицинского работника, заведующей столовой и представителя администрации техникума.

 В целях совершенствования организации питания обучающихся техникум:

 -организует постоянную информационно-просветительскую работу по повышению уровня культуры питания обучающихся в рамках учебной деятельности и внеучебных мероприятий;

 -организует систематическую работу с родителями, проводит беседы, лектории и другие мероприятия, посвященные вопросам роли питания в формировании здоровья человека, обеспечения ежедневного сбалансированного питания, развития культуры питания, привлекает родителей к работе с обучающимися по организации досуга и пропаганде здорового образа жизни.

 Организация питания инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется в общих группах.

 За группами, в которых обучаются студенты данной категории, закрепляются определенные обеденные столы. Обеденная зона для питания инвалидов и лиц с ОВЗ располагается близи от зоны раздачи.

 Охрана здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ

 Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использованиями инвалидами и лицами с ОВЗ

 Студенты и сотрудники техникума имеют доступ к сети Интернет (с системами контентной фильтрации), информационной системе Дневник.ру, специализированным информационным системам по профессиям и специальностям.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

 Осуществляется доступ студентов и сотрудников техникума к электронным образовательным ресурсам по профессиям и специальностям подготовки в режимах офлайн и онлайн.    

 Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ

 - специализированное оборудование для обучающихся с нарушением слуха;

- имеется доступ к электронным учебно-методическим комплектам для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ по профессиям 08.01.25 «Мастер отделочных строительных и декоративных работ», 43.01.09 «Повар, кондитер».

  Условия для обучения лиц с ОВЗ и детей-инвалидов.

 Система обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в техникуме

 Система обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в техникуме инклюзивная в общих группах. При проведении учебных занятий места за первыми столами в ряду у окна и в среднем ряду предлагаются студентам с нарушениями зрения и слуха. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для студентов-инвалидов предусмотрена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, на компьютере, в форме тестирования и т.п.), при необходимости лицам с ОВЗ и инвалидам может быть предоставлено дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене. Инвалиды и лица с ОВЗ обеспечиваются бесплатной учебно-методической литературой, методическими пособиями, научными и периодическими изданиями, электронными образовательными ресурсами по всем дисциплинам образовательных программ.

Студентам данной категории оказывается содействие в определении мест прохождения учебных и производственных практик с учетом ограничений возможности здоровья. При определении учебной и производственной практик учитываются рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.

Одной из важнейших направлений деятельности по обеспечению социальной защиты - это содействие занятости и трудоустройству студентов инвалидов и выпускников техникума, повышение их социальной адаптации на рынке труда. Основными направлениями деятельности техникума также являются постоянное взаимодействие с работодателями на рынке труда и активные формы и методы работы с обучающимися (презентации компаний и выпускников, ярмарки вакансий, мастер-классы, обучающие семинары идр.).

Исходя из индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, предусмотрена возможность индивидуального сопровождения и консультирования студентов по организационным и учебным вопросам; работа с семьей студента; методическая работа с преподавателями; организация внеучебной работы со студентами; оказание содействия студентам с ОВЗ в организации отдыха, занятости и т.д.

Техническое обеспечение образования

Во время проведения занятий в группах, в которых обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, применяются мультимедийные средства, оргтехника, проекторы и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающихся с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины преподавателями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, в том числе с использованием сети Интернет.

 В рамках реализации адаптированных образовательных программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям: 43.01.09 "Повар, кондитер" ; 08.01.25 "Мастер отделочных строительных и декоративных работ " применяется электронное обучение и используются дистанционные образовательные технологии по отдельным учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам, модулям, что позволяет повысить качество обучения и усилить контроль за обучением студентов.